Родителям, о роли загадок в речевом и познавательном развитии дошкольников.
Все дети любят загадки. Да и не только они! Вы видели когда-нибудь взрослого, не любящего загадки? Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Загадки – это прекрасный способ проявить эрудицию, тренировать смекалку, память. Загадки – это и средство увлекательного, «незанудного» обучения детей. В самом деле, при всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, вызывающая веселье, хорошее настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Загадки расширяют кругозор ребенка и представления об окружающем мире. Кроме того, загадки помогают активизировать внимание, умение понимать художественный образ, развивают воображение, речь, любознательность, тренируют память.
Присутствующие в загадках рифма и ритм приучают к поэтической речи, воспитывают интерес к ней. Также загадки подталкивают ребенка к получению новых знаний о предметах и явлениях, упомянутых в загадке.
Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра – тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены , и полцарства, а не отгадаешь, - не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на анализе и синтезе, объединенных воедино, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и договора. Загадывая детям загадки лучше предлагать план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соотвествии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться?». Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Чтобы менялись содержание и способы доказательства, рекомендуется предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, покажет, как они понимают смысл слов, образных выражений.
Умение отгадывать загадки учит детей правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Учитель – дефектолог Коренева Л.Ю.
Рекомендации для родителей по воспитанию детей
с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью
• В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успех. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.
• Избегай повторения слов «нет» и «нельзя».
• Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка)
• Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
• Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
• Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
• Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должны соответствовать этому распорядку.
• Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.д. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирование действий.
• Во время ограничивайте ребёнка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
• Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
• Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Учитель – дефектолог Шилова Н.Т.
Советуем почитать:
Консультация "Подготовка ребенка к школе"
Консультация "Развиваем память у дошкольников"
Консультация "Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии"
Консультация "Развитие мышления детей дошкольного возраста"